ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
 

Единная концепция духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Респ

ВВЕДЕНИЕ

В тревожные 1990-е годы силы международного терроризма и экстремизма направили свои усилия на разрушение российской государственности посредством деморализации общества, разложения его традиционных устоев. Развязанная психологическая и информационная война против России породили на ее территории локальные конфликты, народные волнения. В этот драматический для российской истории период команда Президента Владимира Владимировича Путина уверенно взяла курс на упрочение позиций России в мировом сообществе, возрождение духовно-нравственных устоев общества.

Курс Президента РФ Владимира Владимировича Путина был поддержан и принят чеченским обществом и его духовной элитой во главе с Ахматом Абдулхамидовичем Кадыровым. Он принял на себя и достойно выполнил почетную миссию покончить раз и навсегда с войнами на многострадальной чеченской земле, тем самым проявив себя не только дальновидным политиком, но и патриотом России, достойным сыном чеченского народа.

А.А. Кадыров уделял важное внимание как социально-экономическому, так и духовному возрождению чеченского общества. Благодаря деятельности Первого Президента Чеченской Республики, Героя России Ахмата Абдулхамидовича Кадырова удалось в короткие сроки сформировать республиканские органы власти, войти в правовое поле России, возобновить работу учреждений медицины, культуры, искусства, образования и науки. А.А. Кадыров помогал духовенству и старейшинам, придавал огромное значение их роли в сохранении и популяризации традиционных ценностей многонационального чеченского общества.

В настоящее время Глава Чеченской Республики Рамзан Ахматович Кадыров, став во главе региона, продолжает дело А.А. Кадырова по сохранению и укреплению мира в регионе, сохранению обычаев, традиций и религиозных ценностей народов ЧР в рамках единой и неделимой Российской Федерации.

В Чеченской Республике государственными и муниципальными органами власти, институтами гражданского общества на всех уровнях проводится масштабная работа, направленная на духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения. При этом некоторые ведомства дублируют друг друга по направлениям деятельности и методам работы, тем самым увеличивая издержки и снижая результаты своей деятельности. Отсутствие четко разработанной стратегии, научно обоснованных критериев оценки и мониторинга результатов работы по духовно-нравственному воспитанию делает эту деятельность неэффективной.

Формирование единой политики ценностных ориентиров невозможно в условиях, когда каждый вуз, ссуз, общеобразовательная школа, ведомства, отвечающие за молодежную политику и духовно-нравственное развитие молодежи, работают по разным программам.

В Чеченской Республике ценностная шкала духовно-нравственного воспитания основана на трех постулатах – гражданственность (патриотизм), религиозные ценности и вайнахские адаты (обычаи и традиции народа).

Подобная особенность ценностной шкалы требует от организаторов воспитательной работы слаженного взаимодействия и системного подхода к выполнению поставленных задач.

Улучшение координации деятельности министерств, ведомств и организаций, а также реализация программного подхода в работе по духовно-нравственному воспитанию и развитию подрастающего поколения возможны только при условии разработки и внедрении единой концепции, создания координационного экспертного совета.

Концепция - это определённый способ понимания (трактовки, восприятия) какого-либо предмета, явления или процесса, главный замысел, основная точка зрения на предмет, руководящая идея для его систематического освещения, комплекса взглядов, связанных между собою и вытекающих один из другого, система взглядов на явления в мире, природе, обществе и пути решения выбранной задачи. Концепция определяет стратегию действий.

Концепция – организованный процесс усвоения и принятия базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются народы Республики, культурно-территориальные сообщества, традиционные религиозные объединения, семья. Она (Концепция) учитывает культурное многообразие, существующее в Республике, стране и в мире в целом. Обеспечение духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения является ключевой задачей политики руководства Чеченской Республики. По словам Главы Чеченской Республики Рамзана Ахматовича Кадырова, главная задача власти – вырастить поколение достойных граждан России, которое будет приносить пользу республике и стране, укреплять их позиции на мировой арене.

Концепция должна способствовать формированию у гражданина чувства патриотизма, гордости за своё Отечество, за свою малую Родину, город, село, в котором он родился и вырос, активной гражданской позиции и готовности к служению Отечеству.

Настоящая Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации и обусловлена глубинными экономическими, социально-политическими и психологическими потребностями человека и общества Чеченской Республики.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ.

2.1. Цели Концепции.

Целями Концепции являются:

-привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей и убеждений, отражающих сущность чеченского менталитета и формирование активной гражданской и личностной позиции молодежи;

-воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и развития духовно-нравственного, ответственного, образованного, креативного, инициативного и компетентного гражданина России.

2.2. Задачи Концепции.

- формирование гражданского общества на основе духовно-нравственных ценностей, гуманизма и патриотизма;

- повышение уровня эффективности работы органов государственной и муниципальной власти и институтов гражданского общества в работе по духовно - нравственному воспитанию и развитию подрастающего поколения Чеченской Республики;

- воспитание подрастающего поколения на принципе стабильности и неизменности общественного строя, согласно которому существующий общественный строй необходимо оберегать;

- создание единого центра (координационно-консультативного института) по реализации мер, направленных на духовное возрождение общества;

- формирование у молодого поколения нравственного абсолютизма, согласно которому существуют вечные и незыблемые общечеловеческие идеалы и ценности;

- популяризация традиционных духовных, нравственных и культурных ценностей через литературу, живопись, музыку, театральное искусство, науку и образование;

- воспитание подрастающего поколения на основе обычаев и традиций народов Чеченской Республики, примерах нравственных идеалов российской и мировой истории;

- формирование ответственного поведения, умения противостоять чуждым идеям и асоциальным проявлениям;

-развитие навыков здорового образа жизни, самодисциплины;

-формирование любви к Родине и гордости за свою страну;

- воспитание подрастающего поколения на основе ценностей, заложенных в Конституции Российской Федерации, обычном праве народов Чеченской Республики и традиционных учениях духовных лидеров.

2.3. Главная цель духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения.

Главной целью духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения, как записано в Концепции, является воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и развития духовно- нравственного, ответственного, образованного, креативного, инициативного и компетентного гражданина России.

Цель эта общая и ясная, расхождения касаются путей ее достижения: как можно вернее воспитать в каждом человеке «умную совесть» или «совестливый ум», гуманистически ориентированный научный рассудок или же рассудительно действующий гуманизм, гуманизированную научность или же научно разработанный гуманизм. Одни хотят решить задачу путем «гуманизирования научного мышления», хотят вооружить теоретически-бесстрастный интеллект «ценностной ориентацией». Другие, напротив, хотят оснастить силой научной прозорливости, мощью теоретического интеллекта гуманистические устремления молодых людей, так сказать, «онаучить» гуманизм.

И те и другие с двух разных сторон делают одно и то же общее хорошее дело. Кому не хватает научной грамотности, того надо вооружать наукой, а кому не хватает нравственного начала, того, конечно, надо, прежде всего, развивать в отношении нравственности (не забывая в том числе и о научном образовании). В одном случае науку придется прививать на нравственно обработанную почву, а в другом - нравственные принципы внедрять в научно грамотную голову. Обе полярные теоретические установки тем самым оправданы, правильны и хороши, но в разных проявлениях, по отношению к разным людям.

Научный прогресс породил глубокое беспокойство за человека, за его будущее. В определенных социальных условиях развитие науки и техники превращает человека в робота, в своего рода запрограммированный, безошибочно действующий механизм. Наука и техника активно вытесняют нравственность из человеческой жизни, замещая нравственное сознание научным мышлением и нравственные мотивы поступков научным расчетом.

Полнота духовно-нравственного воспитания строится на «трех китах»: гуманизм, ответственность, научность. Одной из центральных задач общества является раскрытие максимальных духовных возможностей каждого представителя подрастающего поколения, совершенствование всех молодых людей, поднятие их на неизмеримо более высокие ступени развития.

Наука уже сегодня создала условия, благодаря которым на людей обрушивается лавина сведений. Информация стала средством возбуждения или успокоения. Привычка к поглощению огромной массы информации уже начинает в ряде случаев выходить за пределы просвещения, и, по сути, превратилась в допинг, разрушающий психику и нервы человека. Легко прогнозировать, что все это в конечном итоге может «помочь» обществу «взорвать» себя изнутри.

Знания сами по себе способны на все, с одинаковой легкостью могут служить и добру, и злу. Величайшие достижения человеческого разума могут быть использованы (в зависимости от мировоззрения тех людей, которые определяют характер использования научно-технических возможностей) как на благо, так и во вред цивилизации. Рост образованности молодых людей не ведет прямо к их моральной зрелости. Знания лишь тогда приобретают ценность, когда они приобретаются и применяются в благородных целях, оправданных общественным интересом, могут способствовать развитию нравственной личности.

Поэтому важнейшим ограничительным средством отрицательных влияний образования и науки на формирование нравственных основ общества служит высокая культура. Надо стараться развивать в каждом молодом человеке его теоретический интеллект и не забывать о нравственном воспитании, о развитии в нем гуманистически ориентированной натуры. Иначе говоря, на научное мышление следует наложить узду моральных ограничений.

Каждый человек всегда старается согласовывать свои мысли и поступки как с доводами ума, так и с требованиями морали. Научный и моральный аспекты человеческой психики одинаково важные и взаимодополняющие способы ориентации молодого человека в мире явлений. Вместе с тем, выступая в известном смысле как вещи разнопорядковые, знания и мораль взаимно «проницают» друг друга, подобно электромагнитным полям, свободно проходящим через среду любой степени плотности.

Известно, что в некоторых случаях молодые люди совершают проступки потому, что не знают конкретных норм приличия, правил поведения, такта или неверно толкуют их. Прочные, разносторонние истинные знания позволяют молодому человеку размышлять, критически оценивать как свои поступки, так и поведение товарищей, ко всему подходить со строгой меркой высоконравственного критерия, раскрывают конкретные моральные нормы взаимоотношений в различных жизненных ситуациях между сверстниками, между старшими и младшими.

Вот почему мы осуждаем людей, блистающих умом, знаниями в различных областях, но при этом равнодушных к радостям и горестям ближнего, общественному делу, не способных поступиться личными интересами во имя коллективных. И наоборот, заслуживают всяческих похвал те, у кого знания, расчет и профессионализм всегда соседствуют с нравственной основательностью и моральными ограничителями.

Поэтому воспитание нравственного, верующего, ответственного, образованного молодого человека - это не только процесс поглощения новых знаний, научной информации, но и процесс шлифовки нравственных граней характера, культивирование добрых, патриотических чувств, хорошего тона и высокого художественного вкуса. Знания, применяемые для блага людей, упрочивают моральные устои человека, коллектива, общества. Только в этом случае союз знаний и морали может быть глубоким и нерасторжимым.

3. Традиционные духовные ценности

Сегодня новая Россия, и особенно Россия завтрашняя, не сможет быть по-настоящему единой, если будет проигнорирован суфизм, роль и значение традиционных духовных ценностей. Настоящая модель национального развития состоит из ядра – суфизма и защитного слоя – традиционных духовных ценностей. И чем сильнее защитный слой, тем лучше он защищает ядро, тем ярче свет этот в чеченской истории.

В новой геополитической ситуации совершенно по-другому должны осознаваться реалии современного мира, угрозы и вызовы суфизму. В этих условиях основной задачей власти должна стать консолидация общества вокруг ключевых традиционных ценностей народа. Надо быть на высоте задач времени и быть готовыми к грядущим вызовам и угрозам.

Все помнят высказывание Збигнева Бжезинского в начале 1990 годов: после развала Советского Союза врагом Запада остается русская православная церковь. Сегодня в мире все больше осознают, что религиозные или традиционные духовные ценности являются краеугольным камнем и условием для дальнейшего развития народов Российской Федерации на основе взаимопроникновения и обогащения разных культур. Традиции не связаны с чем-то архаичным, ненужным, мешающим. Традиция - это не воспоминание о прошлом, не просто малозначимая особенность того или иного народа, а основа его общественного устройства, образа жизни, права, модели общества, способ сохранения и передачи ценностей из поколения в поколение.

Молодые люди воспитываются на мыслях, на знаниях, на опыте старшего поколения. В ее основу легли основные для всех традиционных религий ценности, сформулированные тысячелетиями. В частности, традиционный ислам (суфизм (тасаввуф) наравне с православием есть основополагающая домостроительная и единоначальная духовная сила российского общества. Это та самая сила, которая объединяет народы России, дает им возможность противостоять внешним угрозам.

В столице Чеченской Республике городе Грозном с 27 по 29 августа 2014 года состоялась Международная исламская конференция «Суфизм: безопасность для человека и стабильность для государства», приуроченная к 63-й годовщине со дня рождения первого президента Чеченской Республики Ахмата-Хаджи Кадырова. На форуме приняли участие авторитетные представители духовенства из российских регионов, а также из Египта, Сирии, Саудовской Аравии, Иордании, Кувейта, Индонезии и других государств. Значимость таких встреч для России, где проживает более 20 миллионов мусульман, особо актуальна.

Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров в своем приветственном слове сказал, что тема конференции очень актуальна в настоящее время и адресована, прежде всего, сердцам и умам подрастающего поколения. Он напомнил исполненные великим смыслом слова первого Президента Чеченской Республики, Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова о роли суфизма и зикра в истории чеченцев: «В годы самых тяжелых испытаний наш народ сохранил свое лицо благодаря суфизму и зикру. Я не представляю, что было бы с моим народом без них».

Муфтий Чеченской Республики Салах Межиев заявил, что суфизм играет большую роль на Кавказе в целом, и в частности в Чеченской Республике, является важной частью социальной, политической и нравственной сторон. Он актуален во все времена, потому что он вытекает из Корана и Сунны. Суфизм является отдельной наукой, открытой для инноваций и творчества, охватывающей все сферы жизни, чтобы участвовать в строительстве современного исламского общества, государства и цивилизации, для укрепления связей, любви и сотрудничества.

По мнению, Председателя Совета улемов, шейха Хож-Ахмада Кадырова, суфизм сыграл важную роль в жизни мусульман в Российском государстве, особенно чеченцев и ингушей, которые следуют тарикатам накшбанди и кадари. Эти два ответвления суфизма помогли вайнахским народам неразрывно следовать религии Ислам. Именно суфизм помог чеченскому и ингушскому народам перенести голод, холод, оскорбления и утрату близких в годы высылки. В смутные времена конца двадцатого века суфизм помог чеченскому народу выдавить из республики экстремизм, радикализм, обвинение в неправильности исповедования религии. Суфизм стал знаменем свободы, знаменем победы, знаменем справедливости. Если должным образом понять суть суфизма и следовать ему, то он станет безопасностью, стабильностью и светлой дорогой в будущее.

Многие известные богословы, такие как муфтий Египта, профессор Шавки Аллам, шейх, доктор Усама Саййид аль-Азхари, бывший муфтий Узбекистана Мухаммад Садык, шейх Умар Мухаммад Салим, доктор Мухаммад Ибрахим Каттани, муфтий Чеченской Республики Салах Межиев, Председатель Совета улемов, шейх Хож-Ахмад Кадыров, советник Главы Чеченской Республики Адам Шахидов и другие в своих докладах и выступлениях затронули проблемы взаимосвязи ислама и суфизма, подчеркнули, что суфизм является душой ислама, его неотъемлемой частью, раскрыли сущность и задачи суфизма, специфику духовного воспитания молодого поколения в исламе. Суфизм требует от мусульманина выработки наилучших качеств, соответствующих предписаниям Всевышнего: любовь, заботу о человеке как творении Божьем, ответственность перед Всевышним, страной и историей, очищение сердца и души от всего отрицательного. И отдельный человек, и народ в целом должны, согласно этому пониманию, жить и сотрудничать в гармонии со всем миром. Только тогда он сможет сберечь себя от совершения плохих деяний.

Суфизм – это воспитательный метод, воспитывающий человека пророческим методом, созидающим, отражающим свет пророчества и морали. Если шариат является своего рода телом Ислама, то суфизм – это душа Ислама. Суфизм способствует установлению весов справедливости во всем, защищает человека от чрезмерности, экстремизма, грубости, разрушения, призывает к мирному сосуществованию со всеми народами и конфессиями. Потому что на это указывают аяты Священного Корана, где Аллах велит быть справедливыми и милосердными, как с мусульманами, так и немусульманами. Суфии являются самыми мягкими и сострадательными из людей во взаимоотношениях с остальными. Они в своем роде являются врачевателями сердец.

Суфизм в правильном понимании, как определили шейхи суфизма, является нравственно-воспитательным методом, опирающимся на Коран и Сунну Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Сегодняшний день требует от мусульман, чтобы они лечили свои души суфизмом, то есть духовным воспитанием. Поэтому чтобы направить людей на истину, описывать для них суфизм и довести это до людей необходимо оживить исламскую библиотеку, ученые-богословы должны объединиться и найти время для составления книг, работать с верующими по интернету.

Как подчеркнул в своем докладе советник Главы Чеченской Республики Адам Шахидов, суфизм не является каким-либо исламским течением или временным этапом, пройденным в Исламе, а затем исчезнувшим. Суфизм – это основная суть и достоинство, на которых зиждется исламская религия, метод достижения довольства Аллаха, познания Всевышнего, практический путь мусульманина в достижении усердия в поклонении Аллаху, словно он видит Его, и хотя, он не видит Его, то поистине Аллах видит его. Существует более сорока суфийских тарикатов (путей познания Всевышнего, сближения с Творцом, школ воспитания мюридов), и все они дают духовное воспитание, которое приводит человека к ступени поклонения, как будто он видит Аллаха, очищению сердца от пороков и укрощению его добродетелью. В частности, при выполнении обязательных предписаний суфизма наиболее сильным средством для очищения сердца является поминание Всевышнего (зикр).

Степень веры и чистоты сердца напрямую влияет на сохранность человека от недостойного. Из-за неправильного понимания сути ислама некоторая часть молодежи становится на путь терроризма и экстремизма. Поэтому важно показать подрастающему поколению, что суфизм и тарикат оказывают благотворное влияние на людей, подводят их к пониманию того, что религия, с которой обратился Аллах к своим рабам, - это поистине милосердие и спокойствие, поминание и размышление, наука и инновация, цивилизация и строительство, обилие и щедрость.

Конференция выразила желание чеченского народа воспитать нравственного, милосердного, щедрого, богобоязненного человека с широким кругозором, борющегося со своими страстями, отличающегося высоким помыслом, созидающего, оберегающего Родину, поддерживающего связь с остальными народами и нациями. Богословы призвали единоверцев больше просвещать молодежь, а основной задачей мусульманских проповедников назвал возрождение духа ислама. Кроме того, по мнению богословов, в современном мире на фоне атеизма и вседозволенности особенно актуально издание литературы и транслирование телевизионных программ, повествующих о нравственных качествах суфийских проповедников.

Ислам не был навязан чеченцам, а стал основой реального свободного выбора. Суфизм и тарикат являются духовной скрепой народов Чеченской Республики, объединенных общей исторической судьбой. Они укрепляют в вере во Всевышнего, духовную мощь и силу народа, неутраченную святость возвещенную шейхами и Эвлия. У чеченского народа нет иной элиты, кроме элиты святых.

Среди проповедников в регионе надо особо выделить просветительскую деятельность Кунта-Хаджи Кишиева. В своем миссионерском служении шейх соединял естественное влечение людей к вере с духовным просвещением народа и формированием религиозно обоснованной национальной идеи. И этой идеей становится суфизм как единственный путь к спасению и всего народа, и каждого отдельного человека. Подвиг шейха Кунта-Хаджи особенно значим для чеченского народа. Он не остается в прошлом, он обращен в будущее.

Деструктивные силы, которые стремятся дезинтегрировать Россию, посеять рознь между народами исторической России и бывшего Советского Союза, сегодня с таким ожесточением пытаются принизить, свести на нет позитивную роль традиционного ислама в обществе. Это еще раз говорит о том, что мусульманской умме, если она желает остаться сильной, мощной, уважаемой цивилизацией, свести на нет деятельность сил, которые стремятся вообще изгнать любую религию из жизни общества, нужно взаимодействовать с представителями других традиционных конфессий, хранить и блюсти единство духовного пространства. Причем, дискуссии должны вестись в рамках золотого правила, которого придерживаются все традиционные религии: если хочешь, чтобы тебе чего-то не делали, не делай этого по отношению к другому.

Попытки разрушить всё до основания, в том числе сломать традицию, а потом на этих обломках строить новый мир, не приводят ни к чему хорошему и ставят нацию на грань духовной катастрофы. Свидетельство тому - история Чеченской Республики конца XX века. Поэтому так важно, что сегодня беречь и передать подрастающему поколению традиционные духовные ценности, красоту и прелесть суфизма и тариката.

Инструментом разрушения суфийского братства служит, прежде всего, салафизм (ваххабизм), который давно играет роль «троянского коня» в противостоянии радикальных сил традиционному исламу. Ваххабизм дезориентирует целые народы. В частности, разрушительно действует на национальное самосознание, религиозную идентичность и ментальность чеченского народа, является деструктивной силой в культурно-бытовом и социальном пространстве, истощает позитивный ресурс нации.

Проводниками ваххабизма на юге России выступают ангажированные политические интересы и силы, как зарубежные, так и внутренние. Они ориентированы абсолютно не в пользу корневых, глубинных чаяний и надежд кавказских народов. Главная цель - в духовном порабощении, отказе от традиционных духовных ценностей.

Чеченская Республика начинается и заканчивается там, где начинаются и заканчиваются традиционные духовные ценности. Только они могут указать дорогу к будущему народа. Потому что не ограничивается стенами храма. Люди ведь не перестают быть мусульманами, когда выходят из здания мечети.

В этом смысле суфизм и тарикат разделяют ответственность за нравственность подрастающего поколения. Экономика, конечно, очень важный аспект, но все-таки проблемы духовных и культурных скреп общества - ключ к возрождению Чеченской Республики. Прежде чем отстраивать какие-либо глобальные проекты, необходимо, чтобы молодые люди осознали те духовные основы, которые сплачивали чеченский народ. Если что-либо в экономике и политике мешает достижению молодыми людьми их духовного идеала, эти факторы должны быть ограничены, остановлены либо отвергнуты социумом.

Поэтому нельзя говорить о процветании Чеченской Республики и исторической судьбе чеченского народа, если не будет воссоздана система духовного производства, матрица традиционного ислама. Традиционный ислам (суфизм) и традиционные духовные ценности - это те основы, на которых развивалась, крепла и держалась земля чеченская на протяжении своей многовековой истории. Чеченский народ, пронизанный духом суфизма, только тогда справлялся с жизненными неурядицами, когда каждый человек осознавал, что он является членом единого организма, единого пространства, единого духа и что здесь на земле у него есть обязанности перед Отечеством и потомками.

Будучи открытыми к людям других вер и убеждений, разделяя с ними многие нравственные и социальные принципы, мусульмане стремятся к сотрудничеству с верующими других традиционных религий. Для преодоления опасности межнациональных столкновений, ксенофобии, экстремизма и терроризма крайне важно, чтобы в чеченском обществе возродилось взаимное осознание религиозных и этнических культур населяющих республику народов. Люди должны лучше знать и по-настоящему уважать друг друга, чтобы никто не смог разделить и противопоставить их друг другу.

Никому не нужны расколы ни слева, ни справа. Чеченская Республика имеет все возможности для духовного обновления: сохранены самобытность, верность традициям, открытость и готовность перенимать лучшее из мирового опыта. Не слепо и механически, а творчески, сообразуясь с особенностями национального менталитета. Надо ясно и во всеуслышание обличить тех, кто под видом заботы об исламском или государственном благе, пытается разделить общество по национальному, политическому, культурному или социальному признакам, превратить несущественные разногласия разномыслия в убийственные распри.

Поэтому приоритетной задачей власти и общества Чеченской Республики является сохранение суфизма, как одной из весомой части духовного наследия мусульман Чеченской Республики.

4. Принцип светскости духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения.

В светском государстве никакая религия не устанавливается в качестве обязательной и обеспечивается свобода вероисповедания. Для светского государства характерно невмешательство государства в дела религиозных организаций, и, в свою очередь, последних в дела государства. Отношения между ними регулируются законом. Чеченская Республика, согласно ее Конституции, является светским государством, в котором никакая религия не может устанавливаться государственной или обязательной.

В Конституции Чеченской Республики провозглашается свобода совести. Государство не вмешивается в дела религиозных организаций, не финансирует их деятельность. Религиозные же организации не выполняют государственные функции. Но «светское» не означает атеистическое. Светское – это прогрессивное, миролюбивое, толерантное, открытое общество. Исторический выбор народов Чеченской Республики – это светское государство и нравственное общество. Для нормального развития общества важно, чтобы учитывались как интересы верующих, так и интересы инакомыслящих. Нельзя по отношению к последним проявлять нетерпимость и агрессивность. Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения предусматривает широкий кругозор, своеобразный набор мировоззренческих и нравственных взглядов, лояльное отношение к мировоззрению других людей.

На основании принципа отделения религиозных организаций от государства последнее не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии с убеждениями указанных лиц и с учетом права ребенка на свободу совести, за исключением случаев, когда побуждение к религиозным действиям угрожает непосредственно жизни или здоровью ребенка, нарушает его законные права.

Система образования Чеченской Республики носит светский характер и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии. Граждане имеют право на равные возможности доступа к системе образования независимо от их отношения к религии. В учреждениях образования не допускаются создание и анонимная или иная деятельность религиозных организаций, противоречащая законодательству.Эти подходы находятся в контексте Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей свободу мысли, совести и религиозных убеждений без различия расы, пола, языка, национальности, религиозных, политических и иных убеждений, происхождения и социального положения.

Вместе с тем, отношения государства и религиозных организаций нельзя представить как движение абсолютно не пересекающихся объектов. Светский характер государства не предполагает полной изоляции религиозных объединений от общественной жизни и, прежде всего, в сферах культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты и прочего. Система отношений между государством и религиозными объединениями не является изолированной от всей остальной системы общественных отношений, а является ее частью, испытывает на себе влияние многих социальных процессов.

В этом смысле создание в Чеченской Республике в системе государственного управления департамента по связям с религиозными и общественными организациями имеет исключительно важное значение. То, что республиканский орган государственного управления по делам религий находится в системе органов исполнительной власти, позволяет ему гибко и оперативно решать вопросы практической реализации религиозной политики, реализовать на практике принцип правового равенства религиозных организаций. Среди основных функций этого органа можно назвать: координационные, консультативные, информационно-аналитические, методические, контрольные, причем контроль должен осуществляться как за соблюдением законодательства о свободе совести, так и за уставной деятельностью религиозных организаций.

Политика руководства Чеченской Республики направлена на безусловное обеспечение конституционного права граждан на свободу совести. Главный смысл этой политики заключается не только в пресечении любых попыток дискриминации по религиозным мотивам, но и в отстаивании свободного самоопределения человека в мировоззрении и духовных интересах. С этой целью в Чеченской Республике созданы необходимые условия для удовлетворения религиозных потребностей верующих, функционирования религиозных организаций.

По всем основным вопросам жизнедеятельности религиозных организаций приняты соответствующие законы, заложившие новую демократическую, партнерскую фазу взаимоотношений государства и религиозных организаций. Определены приоритетные направления государственной политики в сфере государственно-религиозных отношений. К ним относятся обеспечение конституционного положения об отделении религиозных организаций от государства и школы от религиозных организаций, равноправие всех действующих конфессий и право граждан на свободу совести, содействие религиозным организациям в реализации их уставных задач, участии религиозных организаций в служении, имеющем социальное значение.

В целом в Чеченской Республике созданы конституционно правовые предпосылки полноценного осуществления каждой личностью свободы совести и религиозного вероисповедания, а также деятельности религиозных организаций. Разумеется, проблемы существуют, и их разрешение есть и останется на многие годы важнейшей задачей руководства республики и общества. В свою очередь создание условий для полного выражения каждым человеком своей духовной свободы - важный фактор эффективности духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения.

5. Межнациональные и межконфессиональные отношения в контексте духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения.

На протяжении многих десятилетий в Чеченской Республике проживали представители разных этносов. Они выработали особый чеченский менталитет, его особое духовное состояние. Оно выражается в неприятии обособленности, националистических крайностей. Жители Чеченской Республики дорожат сложившимся сообществом культур. Длительный опыт культурных контактов представителей различных этносов в регионе помог выработать сходные культурные ориентации большинства населения республики. Вместе с тем, они способствовали созданию в Чеченской Республике атмосферы межнациональной терпимости и взаимоуважения.

У чеченского народа, выдержавшего испытание временем, богатая и сложная история. Но, тем не менее, самое главное для него – это стремление жить в мире, согласии и добрососедстве с другими народами. При этом одна из основных особенностей менталитета чеченского народа - уважение к культуре, религиям, традициям и обычаям других народов. Сближение народов происходит в плоскости утверждения культурных ценностей, духовного единения чеченского общества. Достижения национальных культур, их открытость для диалога, инноваций, взаимного влияния и обогащения стали общенациональным достоянием всех жителей Чеченской Республики.

В настоящее время в Чеченской Республике сделано и делается многое для трансформации этнокультурного многообразия в позитивный фактор общественного развития. Все нации и народности - чеченцы, русские, ингуши, ногайцы, кумыки, татары и представители других этносов осознают себя частью новой культурной общности чеченского народа. Всё это создает предпосылки для взращивания и воспитания чувства патриотизма и чувства гордости за принадлежность республике и великой России.

Национальная политика Чеченской Республики строится на ясных и четких принципах поиска межэтнического взаимодействия, общественной стабильности как базы справедливого решения национального вопроса, верховенства закона. Она характеризуется динамичными процессами роста этнического самосознания, интереса к этническим истокам: языку, обычаям и традициям. В регионе особое внимание уделяется вопросам укрепления межэтнического согласия, сохранения межнациональной стабильности, консолидации общества, не допущения конфликтов на почве идей, разделяющих народы и этносы, проживающие на его территории.

Руководство Чеченской Республики проводит последовательную политику обеспечения необходимых условий для реализации интересов всех этнических групп и дальнейшей гармонизации межэтнических отношений. Поддержка населением такой политики является прочной основой для дальнейшей стабилизации межэтнических отношений в регионе. Все этнические группы, проживающие в республике, проявляют высокую толерантность и готовность к сотрудничеству и взаимодействию с представителями других национальностей. В то же время, несмотря на позитивные моменты в сфере межэтнических отношений, следует учитывать, что достигнутое равновесие во взаимоотношениях с представителями этносов не является «застывшим» явлением. В них постоянно происходят определенные изменения.

В Чеченской Республике имеются последователи всех трех мировых религий: христианства, ислама и иудаизма. И все они по-разному, а порою взаимоисключающе реагируют на важные социально-нравственные явления, в том числе и на религиозно значимые события. Конституция Российской Федерации (статья 14), Конституция Чеченской Республики (статья 11) и Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» № 125-ФЗ упорядочивают деятельность религиозных организаций, начиная от регистрации, дифференциации статуса согласно организационным и уставным формам до приостановления и ликвидации религиозной организации в случае нарушения действующего законодательства.

На государстве лежит обязанность обеспечить, прежде всего, правовой статус личности по отношению к религии, то есть обеспечить право личности на свободное отправление религиозного культа и право религиозной организации на свободное (в рамках закона) отправление культа, пропаганду и т.п. Отношение государственных органов к человеку не должно быть избирательным в зависимости от того, принадлежит ли он к той или иной конфессии. Государство уважает мировоззренческий выбор своих граждан и не регулирует внутреннюю деятельность религиозных организаций, но оно не может и не должно быть нейтральным, когда под воздействием малоизвестных и зачастую опасных культов нарушаются права граждан, разрушается личность, физическое и психическое здоровье подрастающего поколения, подрывается безопасность государства, разрушаются семьи, традиционные культурные и духовные устои общества. В этом случае власть просто обязана принять меры по ограничению экспансии радикальных религиозных движений, поскольку это - прямая угроза национальной безопасности.

Конфессиональная политика Чеченской Республики направлена на поддержание традиций толерантности в межконфессиональных отношениях. Ислам является генетически первичной конфессией, был и остается ведущим вероисповеданием в Чеченской Республики. Эта религия всегда участвовала в укреплении чеченского общества. На протяжении веков Ислам является институтом, вызывающим наибольшее доверие и уважение чеченского народа. В истории распространения ислама на территории Чеченской Республики основная роль принадлежит святым - шейхам, устазам. Их учения лежат в основе традиционного ислама, который исповедуют представители чеченского общества. В современной Чеченской Республике эта конфессия начинает приобретать особое значение культурного центра и символа национальной идентичности.

При этом надо отметить духовную, культурную и историческую роль Православной церкви на территории Чеченской Республики. Духовные пастыри обеих конфессий расширяют возможности взаимодействия религиозных объединений с руководством республики на благо всего чеченского общества. Кроме того, надо признать неотделимость от общей истории народов Чеченской Республики Ислама и Православия. Это не ранжирование религий, а именно учет степени их распространенности и характера их влияния на формирование духовных и культурных традиций чеченского общества.

6. БАЗОВЫЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕПЦИИ.

6.1. Образовательный аспект.

В современном мире система образования в значительной мере определяет социально-экономический прогресс общества. Образование является не только определяющим фактором роста эффективности экономики, но и важнейшим фактором совершенствования демократического правового социального государства. Главной задачей системы образования Чеченской Республики является формирование свободной, духовно, интеллектуально и физически развитой личности.

Образовательная политика Республики на современном этапе направлена, в первую очередь, на сохранение и развитие лучших традиций системы образования, своевременное и опережающее обеспечение запросов чеченского общества в целом и каждого гражданина в частности, формирование системы обучения и воспитания, в полной мере отвечающей задачам нового этапа развития общества.

Важным условием проведения государственной политики Чеченской Республики в условиях рыночной экономики является обеспечение социальной справедливости при получении образования. Принцип доступности – один из ведущих приоритетов социальной политики Чеченской Республики в области образования. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Чеченской Республики, вне зависимости от социального положения и места жительства должны иметь равные возможности и доступ к его получению. Большое внимание должно также уделяться обеспечению прав инвалидов и лиц с особенностями психофизического развития на общее и профессиональное образование

Популяризация духовных ценностей в образовательной системе является одной из главных задач. В период формирования личности основное время человек проводит в образовательных учреждениях. Это обусловливает необходимость реализации основного комплекса воспитательных мер в данных учреждениях.

Модернизацию воспитательной работы в учебных заведениях необходимо начинать с совершенствования программ воспитательной работы, разработки базовых рекомендаций для организаторов воспитательной работы в учебных заведениях. В образовательных учреждениях необходимо создавать клубы, кружки любителей национальной истории, литературы, живописи, на классных часах читать рекомендованную литературу, согласно приложению № 1.

- популяризировать литературу и авторов художественных произведений, согласно приложению № 1, посредством создания и размещения наглядных образов в учебных заведениях, проведения творческих вечеров, конкурсов, фестивалей, встреч с писателями и поэтами, художниками; размещать репродукции выдающихся художников в учебных заведениях; обеспечивать посещения учащимися выставок картин и других культурных мероприятий, проведение различных конкурсных мероприятий на знание произведений художников.

Нужно повышать знание учащихся о важных исторических событиях. Важно воспитывать молодежь на примерах выдающихся исторических личностей. Для этого необходимо проводить симпозиумы, конференции, различные мероприятия научного характера, содействовать изданию научных трудов; проводить различные конкурсы, доводить информацию до учащихся во время классных часов, размещать ее на стендах и т.д.

Идейно-воспитательная работа в условиях всех типов учебных заведений включает в себя:

· идейно-политическое воспитание

· гражданско-патриотическое воспитание

· идейно-нравственное воспитание

· национальное и интернациональное воспитание

Идейно-политическое воспитание должно ориентироваться на:

- осмысление молодежью политики устойчивого экономического и социально-политического развития, позволяющего занять достойное место среди субъектов Российской Федерации;

- воспитание молодежи на принципах консолидации, политического плюрализма и гражданского согласия;

- формирование политических взглядов и убеждений, основанных на принципах демократии, социальной справедливости и защиты, заботы о каждом человеке.

Гражданско-патриотическое воспитание ориентировано на формирование чувства любви и уважения к своей Родине, чувства гордости за достижения Чеченской Республики, повышение авторитета Республики через достижения в обучении, труде, спорте, общественной жизни; формирование гражданской позиции, чувства ответственности за развитие и устройство Чеченской Республики, сознательный выбор и приоритет национальных интересов, уважение к Конституции Российской Федерации и других законов государства; осознание роли государства и общества как гарантов максимального развития интересов и способностей человека, понимание того, что основная цель государства – обеспечить успешное развитие человеческого потенциала; повышение уровня и качества жизни людей на основе стимулирования их трудовой и социальной активности, предоставления им возможности обеспечить собственное благосостояние и благосостояние своей семьи; понимание заботы государства и трудоспособных граждан Российской Федерации, проживающих на территории Чеченской Республики, о нуждающихся, инвалидах, пожилых людях, детях; стимулирование попечительства и благотворительности как показателей гражданской зрелости человека труда.

Идейно-нравственное воспитание призвано сформировать у подрастающего поколения моральные качества: нравственность, коллективизм, трудолюбие, уважение к традициям и общественным нормам. Оно направлено на освоение личностью базовых компонентов культуры, творческого и инициативного отношения к труду и общественной жизни, на развитие навыков межличностного общения и приоритет общечеловеческих ценностей. Нравственность усваивается через уважение прав и свобод другого человека, его ценности и уникальности. Важную роль играет развитие у молодежи навыков здорового образа жизни, способности противостоять алкоголю, курению, наркотикам, сквернословию, насилию, негативному влиянию средств массовой информации и рекламы. Цель идейно-нравственного воспитания – духовное оздоровление и формирование физически здорового, образованного, профессионально подготовленного и социально активного человека.

Национальное и интернациональное воспитание способствует ознакомлению учащихся с традициями, идеями и культурой чеченского народа, приобщению его к национальному наследию. У чеченцев ярко проявляются качества толерантности, терпения, дисциплинированности, коллективизма, взаимопомощи и сердечности. Национальными чертами, вызывающими уважение и признание других народов, являются гостеприимство, трудолюбие, справедливость, солидарность. Интернациональность сегодня – это уважение интересов других наций, терпимое отношение к другой позиции и другому мнению, умение вести диалог и отстаивать собственные интересы, вера в общечеловеческий разум и возможность мирного урегулирования конфликтов.

Работа по духовно-нравственному воспитанию и развитию подрастающего поколения в Чеченской Республике начинается не «с чистого листа». Она имеет фундамент в виде позитивного воспитательного опыта, накопленного ранее, поддержки со стороны руководства Республики, политической стабильности, развития экономики и производства, инвестиций в здоровье человека, в его профессиональное, культурное, личностное развитие, а значит в будущее страны.

6.2. Дошкольный аспект.

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Именно современные дошкольные учреждения призваны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей.

Границы сотрудничества традиционных конфессий и школы необходимо расширять и активно переходить на уровень дошкольного воспитания и образования, так как истоки формирования личностных качеств начинаются в раннем детстве. Нравственное воспитание было и остается важнейшей задачей, которая стоит перед воспитателем детского сада. Заполнить духовный вакуум должны в первую очередь воспитатели. Важно донести до детей моральные принципы и этические нормы, которые дадут им прочную основу для формирования ценностных ориентиров.

Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья. Именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе, закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность, раскрывает его индивидуальность.

В качестве основных принципов семейного воспитания можно выделить следующие: гуманность и милосердие к ребенку; вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников; открытость и доверительность отношений с детьми; оптимистичность взаимоотношений в семье; последовательность и согласованность родителей в своих требованиях; оказание помощи ребенку, готовность отвечать на его вопросы; социальная направленность (нельзя воспитывать ребенка, не погружая его в реальные проблемы жизни).

На процесс семейного воспитания влияют более глубоко и всесторонне: жилищные и материально-бытовые условия семьи; структура семьи и ее количественный состав; наличие в семье обоих родителей – отца и матери; отношение родителей к детям; выполнение родителями функций материнства и отцовства; духовное единство семьи; моральное единство семьи; трудовой характер семьи, атмосфера трудолюбия; авторитет родителей; семейные традиции, обычаи и обряды; культура общения родителей с детьми; уровень педагогической культуры родителей.

Укрепление семьи, сохранение добрых традиций семейного воспитания, формирование прочной системы духовно-нравственных ценностей – неотъемлемая часть стратегии развития нашей страны, главный социальный приоритет, направленный на обеспечение достойного существования семьи, прав детей на полноценное развитие, социализацию и семейное окружение, на создание необходимых условий для осуществления семьёй её основных функций, что и зафиксировано в нормативных документах.

Отношения дошкольного учреждения с родителями (законными представителями) воспитанников регулируются в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, Конституцией Чеченской Республики, Законом Российской Федерации «Об образовании», Законом Чеченской Республики «Об образовании», Международной Конвенцией «О правах ребёнка», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Уставом дошкольного учреждения и договором между администрацией дошкольного учреждения и родителями (законными представителями) воспитанников.

Система образования призвана сформировать у детей чувство глубокого уважения и почитания к культуре своего народа, признательность просветителям нашей страны, интерес к её истории. Воспитанники должны знать особенности исторически традиционных религий, их роль в историческом и культурном развитии страны, с уважением относиться к представителям этих религий. Трудно представить процесс духовно-нравственного воспитания детей вне религиозных традиций и культуры.

Дошкольное детство — это этап формирования фундаментальных психологических новообразований, период быстрого усвоения норм морали и социальных способов поведения. В это время активизируются чувственная и интеллектуальная сферы, формируется социальная ориентация на окружающих людей, интерес к сверстникам, закладываются основы духовной культуры ребенка, развивается потребность в общении с искусством. Это обусловлено особой впечатлительностью, эмоциональностью, непосредственностью самовыражения детей.

Духовное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер. Пожалеть слабого, беззащитного, проявить сочувствие к больным, обездоленным, желание протянуть руку помощи тем, кто нуждается в ней, не быть бессердечным, безразличным; радоваться и восхищаться прекрасным, природой; жить и действовать для других, уметь строить отношения с окружающими людьми и всей средой на основе высших чувств в широком смысле этого слова, - в этих чувственно-эмоциональных состояниях, в первую очередь, проявляется духовность ребенка.

Понятие «развитие духовности» — это процесс духовного взаимодействия, сотрудничества взрослого и ребенка, их глубинного общения, развивающего эмоционально-чувственную сферу воспитанника, способность к осмыслению своего «я» и собственных действий и побуждение к совершению позитивных поступков на основе нравственного закона совести.

Развивать духовность ребенка — значит: учить красоте, истине и добру. Под красотой в данном контексте понимается развитое эстетическое чувство, привнесение красоты в сферу межличностного взаимодействия; под истиной — всеобщее определение нравственного значения, теоретическое отражение законов природы, человека, общества; под добром - внутреннее и внешнее свободное нравственное самоопределение человека.

Формы работы с детьми дошкольного возраста могут быть различными. Это студийные занятия, циклы бесед, игры, сказки, песни и прикладное творчество. Но самое главное то, что эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых (родителей, воспитателей), а также той системой ценностей, которая лежит в его основе. Через истории, фильмы, тематические диалоги и праздники малыши поэтапно знакомятся с основами национальной культуры. Программой предусмотрена также взаимосвязь и взаимодействие семьи, детского сада и традиционных религий.

Работу по духовно-нравственному воспитанию и развитию дошкольников надо строить на основе приобщения их к духовным ценностям Чеченской Республики, рассказов о подвигах святых шейхов, устазов и национальных героев. Надо воспитывать первоначальные понятия необходимости следовать лучшим традициям своей семьи, народа, уважения к другим народам. Здоровье нравственное и духовное можно воспитать лишь на основе уважения к старшим, близким, друзьям, соблюдения установленного порядка в доме, в детском саду, бережного отношения к окружающему.

Ребенок должен получить комплексное представление об окружающей его природе с точки зрения науки, искусства, нравственности и религии. Главный результат реализации Концепции заключается в стремлении к добру и неприятии зла дошкольником, в усвоении им вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания и правдолюбия.

6.3. Социальный аспект.

В Чеченской Республике основополагающим документом, определяющим сущность, содержание, цели и принципы государственной социальной политики, является Конституция Российской Федерации. Руководство республики стремится максимально обеспечить достойные условия существования молодых граждан, удовлетворить их материальные и духовные потребности, обеспечить социальную защищенность и участие в общественно-политической жизни.

Решение этих задач осуществляется, прежде всего, посредством действия ряда законодательных и нормативных документов. В сфере социальной защиты это: Конституция Российской Федерации; Семейный кодекс Российской Федерации; Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»; Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»; Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Указ Президента Чеченской Республики от 28 сентября 2007 г. № 366 «Об определении категории многодетной семьи» и другие.

Реализуя данные законы и подзаконные нормативно-правовые акты, руководство Чеченской Республики проводит целенаправленную политику по материальной поддержке молодых семей. Разработка и принятие ряда законодательных актов и нормативно-методических документов позволили органам государственного управления республики проводить конкретную практическую работу по выполнению программ жилищного строительства и улучшению жилищных условий молодых граждан. Стратегия государственной жилищной политики направлена на обеспечение жильем всех нуждающихся, особенно молодых семей.

В республике сформирована система государственной поддержки строительства, реконструкции и приобретения жилья гражданами. Строительство жилья является наиболее значимой отраслью народного хозяйства, так как обеспечивает одну из важнейших материальных потребностей каждого человека. По своей социальной роли жильё можно сравнить с продовольствием.

Именно Конституция Чеченской Республики гарантирует каждому гражданину соблюдение права на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий. Для практической реализации конституционно закрепленных положений требуется, в первую очередь, наличие необходимой социально-экономической базы, культурного потенциала, а также политической воли. Все это достигается путем проведения соответствующей социальной политики.

Предметом социальной политики выступает государственное регулирование общественных отношений по поводу справедливого перераспределения материальных благ, обеспечение социальной и политической стабильности, гарантия достойного материального обеспечения граждан, формирование образа жизни населения. С этой целью социальная политика выполняет ряд функций: защитную, перераспределительную, стабилизационную и воспитательную.

Необходимо также учитывать тот факт, что социальная политика осуществляется не только государственными органами. Важную роль в ее реализации играют профессиональные союзы, различные общественные объединения, а также широкий спектр негосударственных организаций, занимающихся экономической, культурной, образовательной, спортивной и другой деятельностью. Субъектами социальной политики наряду с государственными органами выступают различные и